Syd Barrett FAQ

Часто задаваемые вопросы о Сиде Барретте

Этот FAQ составлен Александром Копыловым. Если у вас есть какие-либо добавления, уточнения или исправления, пишите мне на MadcapPages@yandex.ru Этот документ распространяется свободно, при условии что он перепечатывается полностью. Принимайте во внимание то, что, учитывая легендарный статус Барретта, многое из того, что о нем написано, основывается на слухах и мифах.

Текущая версия FAQ – 1.0

1. Общая информация

1.1 Кто такой Сид Барретт?

1.2 Чем он сейчас занимается?

1.3 Был ли Сид женат и есть ли у него семья?

1.4 Откуда у Барретта появилась кличка Сид, и почему “Syd” пишется через “y”, а не через “i”?

1.5 Был ли Барретт наркоманом?

1.6 Действительно ли Барретт сумасшедший?

 

2. Каталог

2.1 Дискография официальных релизов

2.2 Самые высокие позиции, занятые в британских чартах синглами/альбомами, в записи которых принимал участие Барретт

2.3 Видеография

 

3. Неизданные материалы

3.1 Список доступного на бутлегах неизданного материала ранних Pink Floyd

3.2 Список доступного на бутлегах неизданного материала Сида Барретта

3.3 Я слышал, что Сид записывался в 1974-м для третьего сольного альбома. Сохранились ли эти записи и что они из себя представляют?

 

4. Разная информация

4.1 Были ли какие-либо прецеденты интервью или выступлений после 70-х годов

4.2 Я слышал, что Сид написал какую-ту книгу. Так ли это?

4.3 Кто работал над обложками к альбомам Сида?

4.4 С какими другими музыкантами кроме Pink Floyd работал Барретт?

4.5 Какие песни Барретта записывались другими исполнителями?

4.6 Есть ли какие-нибудь книги о Барретте?

 

 

1. Общая информация

 

1.1 Кто такой Сид Барретт?

 

Сид Барретт (настоящее имя Роджер Кейт Барретт, р. 6 января 1946 г. в Кембридже, Англия) – автор песен, певец, гитарист, художник, сумасшедший гений, Сумасброд, человек основавший группу Pink Floyd (не в смысле организации – его пригласили в группу – а в смысле того, что он написал первые 2 хит-сингла Pink Floyd и большинство песен с великолепного дебютного альбома группы, плюс многие его идеи Флойд разрабатывали еще в течение десятилетия после того, как Барретта выгнали из этого коллектива, и, наконец, ведь это именно Сид дал группе название Pink Floyd – по именам двух блюзменов, чьи пластинки были у Барретта – Пинка Андерсона (Pink Anderson) и Флойда Каунсила (Floyd Council).

 

1.2 Чем он сейчас занимается?

 

Сейчас Сид в одиночестве живет в Кембридже. После окончания карьеры музыканта Барретт нигде не работал (за исключением недолгой работы в качестве садовника у богатых друзей матери Роджера Уотерса Мэри - во время грозы он бросил все свои инструменты и ушел, так больше никогда и не вернувшись) – авторских от продаж пластинок Pink Floyd и сольных альбомов вполне хватает на жизнь Сумасброду и по сей день. С середины семидесятых Барретт музыкой не занимался, но продолжал рисовать.

 

1.3 Был ли Сид женат и есть ли у него семья?

 

Сид никогда не был женат, хотя в начале семидесятых и был обручен с Гейлой Пиньон – свадьба не состоялась из-за прогрессирующей болезни Сумасброда. После смерти матери Барретта Уинифред в 1991-м, единственным человеком, с которым Барретт поддерживает постоянные отношения, осталась его сестра Розмари.

 

1.4 Откуда у Барретта появилась кличка Сид, и почему “Syd” пишется через “y”, а не через “i”?

 

Псевдоним “Syd” Барретт приобрел в подростковом возрасте в “Риверсайдском джазовом клубе”, собиравшемся по пятничным вечерам в одном из кембриджских пабов. Одним из столпов общества там был древний ударник по имени Сид Барретт (Sid Barrett). Джазмены быстро разобрались, что у Сида по кличке “The Beat” есть тезка и вскоре стали обращаться к обоим одинаково. После того, как Сид начал музыкальную карьеру, он изменил I на Y в псевдониме, чтобы имена различались.

 

1.5 Был ли Барретт наркоманом?

 

Нет. Барретт действительно активно принимал ЛСД в конце шестидесятых, но это так называемый психоделик, который не вызывает физической зависимости, и, по мнению некоторых психологов, вообще никаким образом на мозг не воздействует, а лишь запускает естественный механизм обращения к материалу бессознательного, как личного, так и коллективного.

 

1.6 Действительно ли Барретт сумасшедший? Я слышал, что он лежал в лечебнице для душевнобольных.

Вопрос довольно сложный. Обычно на него дается следующий ответ: Барретт не болен шизофренией, как пишут в некоторых статьях, он вполне вменяем, но, безусловно, психически здоровым его назвать нельзя. С началом изменений в психике Барретта его речь стала необычной и фрагментарной, порой трудно понять, что он имеет в виду, но он, кстати, и сам это признает. С годами Барретт все меньше общается с людьми. Он скорее “странноватый” чем больной.

Насчет лечебницы – точно неизвестно, но некоторые источники указывают, что в начале восьмидесятых Барретт провел некоторое время в психиатрическом госпитале Фулборн (по настоянию родных). Еще некоторое время он провел на амбулаторном лечении в Фулборне, причем никаких проблем с ним не наблюдалось.

Барретта никогда насильно не удерживали в клинике для душевнобольных. Ему никогда не приходилось принимать лекарства, которые влияют на психическое состояние человека, за исключением одного или двух случаев неконтролируемых приступов гнева, когда его положили в Фулборн, и ему был прописан ларгактил. Однако он проходил и другие виды лечения. В начале восьмидесятых он провел два года в Гринвудсе, учреждении в графстве Эссекс, существующем на благотворительные пожертвования. В этом доме для потерянных душ он даже участвовал в групповой терапии, и казался вполне довольным и удовлетворенным. Но после того как Барретту показалось, что к нему проявили неуважение, он ушел оттуда, пройдя весь путь до Кембриджа пешком.

 

2. Каталог

 

2.1 Дискография официальных релизов

Альбомы с Pink Floyd:

The Piper at the Gates of Dawn - 1967

A Saucerful of Secrets – 1968

Барретт точно играет на “Remember a Day” и, разумеется, на “Jugband Blues”.

London ‘66-’67 – 1998

Саундтрек к Tonight Let’s All Make Love In London, записанный в 1967-м. Включает шестнадцатиминутную версию Interstellar Overdrive (мне лично эта запись нравится больше, чем версия вышедшая на Piper’е) и другой длинный инструментал – “Nick’s Boogie”.

Синглы с Pink Floyd:

Arnold Layne – A Candy And Currant Bun -1967

See Emily Play – Scarecrow -1967

Flaming – The Gnome -1967

Выпускался только в США.

Apples And Oranges – Paintbox -1967

Paintbox написана Риком Райтом.

Сольные альбомы:

The Madcap Laughs - 1970

Barrett -1970

Syd Barrett -1974

Переиздание The Madcap Laughs и Barrett в виде двойного альбома.

The Peel Sessions (EP) – 1988

Запись, сделанная Барреттом для программы радио BBC Top Gear в начале 1970-го года. Включает Terrapin, Baby Lemonade, Effervescing Elephant, Gigolo Aunt и Two of a Kind. Последняя песня скорее всего написана Риком Райтом, но официально автором числится Барретт. Дейв Гилмор говорил в интервью, что Сид хотел записать эту песню потому, что думал, что это он, Барретт, написал ее .

Opel – 1988

Собрание неизданного материала и альтернативных версий раннее выпускавшихся песен. Все с сессий 1968 -1970-го годов. Некоторых вводит в заблуждение дата выхода альбома, и они думают, что Сид чего-то записывал еще в восьмидесятых. Так вот, последний раз Сид был в студии в 1974-м году (он, правда, был в студии и в 1975-м, но это было во время записи Пинками альбома Wish You Were Here, и Барретт просто посмотреть приходил).

Wouldn’t You Miss Me: The Best Of Syd Barrett – 2001

Из названия понятно, что это – сборник. Интересен альбом тем, что на нем есть “Bob Dylan Blues” – ранее не издававшаяся песня, которую все эти годы держал в домашнем архиве Дейв Гилмор (у него, кстати, есть и “Stoned Alone”, записанная на той же сессии).

Сольные синглы:

Octopus – Golden Hair - 1969

2.2 Самые высокие позиции, занятые в британских чартах синглами/альбомами, в записи которых принимал участие Барретт:

Синглы:

Arnold Layne, #20, выпущен 11 марта 1967

See Emily Play, #6, выпущен 16 июня 1967

Apples and Oranges, — , выпущен 18 ноября 1967

Flaming, — , выпускался только в США

Octopus, — , выпущен 14 декабря 1969

 

Альбомы:

The Piper at the Gates of Dawn, #6

Saucerful of Secrets, #9

The Madcap Laughs, #40

Barrett, —

Syd Barrett (переиздание Madcap Laughs и Barrett как двойного альбома), #163 ,

The Peel Sessions, —

Opel, —

Octopus (сборник), —

Wouldn’t You Miss Me (Best of), —

 

2.3 Видеография

"Arnold Layne" – промо клип

"Jugband Blues" – промо клип

"Apples and Oranges" – выступление на американском ТВ в передаче American Bandstand (Сид не стал открывать рот под фонограмму. Вернее, рот он открыл, но пение изображать не стал).

“Astronomy Domine” – live, BBC Look of The Week

"Syd's First Trip" (выпускался на DVD) – Сид гуляет, объевшись психоделических грибов

"Tonight Let's All Make Love in London"

"Live in London 66-67" (выпускался на VHS)

The Pink Floyd And Syd Barrett Story - BBC Omnibus Documentary (выпускался на DVD в Великобритании) – документальный фильм BBC

VH1 Legends – Syd Barrett – документальная передача канала VH1

 

3. Неизданные материалы

3.1 Список доступного на бутлегах неизданного материала ранних Pink Floyd

Студийные материалы:

(I’m a) King Bee

Lucy Leave

Две песни, записанные Pink Floyd либо летом 1965-го в студии Regent Sound в Лондоне, либо в октябре 1966-го в Thompson's Private Recording Company. На момент записи Боб Клоуз еще входил в состав группы в качестве лидер-гитариста, соответственно Барретт на этих записях играет на ритм-гитаре. King Bee написана Джеймсом Муром в 1957-м. Песня была довольно популярна в 60-х, и версия, записанная Флойд во многом похожа на ту, что вышла на первом альбоме Rolling Stones. Lucy Leave (in Blue Tights) – одна из первых песен Барретта, которую начали играть Pink Floyd. Обе записи достаточно стандартны для музыки шестидесятых. Интересно послушать ранний вокал Барретта – заметно некоторое подражание стилю пения Мика Джаггера.

Scream Thy Last Scream

Vegetable Man

Обе песни записаны на сессиях для A Saucerful Of Secrets. Scream Thy Last Scream первоначально планировалась в качестве третьего сингла Флойд (с би-сайдом “She Was a Millionaire”).

Interstellar Overdrive –

- версия, использованная в саундтреке фильма San Francisco, вышедшего в 1967-м году.

- версия с акустической гитарой, из промо-интервью для какой-то радиопрограммы

Инструментал (aka Sunshine aka Experiment)

Cкучная вещь.

Инструментал (aka In the Beechwoods)

Похож на фоновую дорожку к песне, узнаваема гитара Барретта. В версии, доступной на бутлеге HYGIY поверх музыки время от времени вставляет реплики Ник Мейсон – очевидно запись сделана во время интервью с ним.

 

Живые выступления:

Две вещи с репетиции группы, предположительно записаны в доме у Майка Леонарда в январе 1967-го (играют там Пинки довольно плохо) – первая - A Candy And A Currant Bun/Let’s Roll Another One – без вокала, вторая – непонятный инструментал.

Запись с выступления в клубе UFO 7-го марта 1967-го:

Interstellar Overdrive

Snowing (альтернативный вариант “Matilda Mother”)

Top Gear Show (BBC) – записано в BBC Playhouse Theatre в Лондоне 25-го сентября 1967-го года:

Flaming

Apples and Oranges (не live, обычная сингл-версия)

Scarecrow

The Gnome

Matilda Mother

Reaction In G (записана на сессии в Playhouse Theatre, но не транслировалась на BBC Top Gear. На бутлегах доступен 30-секундный отрывок, записанный с трансляции пиратской радиостанции)

Set the Controls for the Heart of the Sun (записана на сессии в Playhouse Theatre, но не транслировалась на BBC Top Gear. Версия, доступная на бутлегах записана с трансляции пиратской радиостанции).

Top Gear Show (BBC) – записано в Maida Vale Studio 4 в Лондоне 20-го декабря 1967-го года:

Vegetable Man

Pow R Toc H

Scream Thy Last Scream

Jugband Blues

Одно из последних выступлений Барретта с Pink Floyd (последний раз он играл с группой в январе 1968-го).

Выступление в Star Club в Копенгагене, 13-го сентября 1967-го:

Reaction In G (Stoned Alone?)

Arnold Layne

One In A Million

Matilda Mother

Scream Thy Last Scream

Astronomy Domine

Один из двух сохранившихся на пленке полных концертов PF с Барреттом. Вокала почти не слышно – его забивает рев гитары Сида, но запись довольно неплохого качества. На большинстве бутлегов инструментал, открывающий концерт называют Stoned Alone, но это скорее всего неверно – на всех других песнях с концерта можно услышать вокал, если постараться, здесь же пения не слышно совсем, а Stoned Alone была именно песней. One In A Million поет по всей видимости Уотерс, возможно он и автор песни, хотя текст отчасти перекликается с появившимся в Интернете в 90-х текстом She Was A Millionaire – песни, авторство которой явно принадлежит Барретту (он записывал ее 7-го июня 1970-го на одной из сессий к альбому “Barrett”). Либо Уотерс частично содрал свою песню с Барреттовской, либо это ранняя версия She Was A Millionaire, и Уотерс ее просто поет (или подпевает, заглушая вокал Барретта), либо циркулировавший в сети текст She Was A Millionaire – подделка.

Выступление в Oude Ahoy Hall в Амстердаме на Hippy Happy Fair, 13-го ноября 1967-го:

Reaction In G

Pow R Toc H

Scream Thy Last Scream

Set the Controls for the heart of the Sun

Interstellar Overdrive

Концерт сыгран на следующий день после досрочного возвращения Флойд из злополучного американского тура. Несмотря на это, игра Барретта выглядит не так уж и плохо.

3.2 Список доступного на бутлегах неизданного материала Сида Барретта

Студийные записи:

- различные альтернативные версии песен, вышедших на The Madcap Laughs, Barrett и Opel. Ни одной ранее не издававшейся песни на бутлегах не появлялось, хотя где-то точно должны быть два инструментала с сессий Питера Дженнера 1968-го года – Lanky pt. 2 и Rhamadan, плюс She Was A Millionaire и Stoned Alone с сессий для альбома "Barrett".

 

Живые выступления:

Выступление в Olympia Exhibition Hall в Лондоне на фестивале Extravaganza '70:

Terrapin

Gigolo Aunt

Effervescing Elephant

Octopus

Единственное пост-Флойдовское сольное выступление Барретта, закрывавшее четырехдневный фестиваль Extravaganza (также выступали Colosseum, Манго Джерри (Mungo Jerry), The Move, Майк Рейвен (Mike Raven), The Pretty Things, Rare Bird, Steamhammer, и другие). Барретт играл с Дейвом Гилмором на бас-гитаре и Джери Ширли на барабанах. Из-за проблем со звуковым оборудованием вокала тоже почти не слышно, хотя к Octopus звук все же наладили. Впрочем, почти зря, потому что отыграв эту песню Барретт сказал: 'Oh great, thanks very much', и ушел со сцены.

Top Gear Show (BBC) – записано в BBC Transcription Service studios в Лондоне 16-го февраля 1971-го года:

Baby Lemonade

Dominoes

Love Song

Вторая (и последняя) сессия Барретта для BBC. Транслировалась в передаче 'Sounds of the Seventies' на BBC Radio-1 первого марта 1971-го года в 18:00.

3.3 Я слышал, что Сид записывался в 1974-м для третьего сольного альбома. Сохранились ли эти записи и что они из себя представляют?

В 1974-м году Сида действительно уговорили снова вернуться в студию (выпущенный в том году альбом Syd Barrett – переиздание “Madcap Laughs” и “Barrett” в виде двойника – показал неплохие показатели продаж, и издатель Сида Брайан Моррисон предложил Питеру Дженнеру продюсировать новые записи Барретта). Сид пришел в студию, купив несколько новых гитар, и началась работа, которая, впрочем, продолжалась недолго – на четвертый день Сумасброд просто не пришел. Записано было несколько часов материала – в основном блюзовые риффы. Из всего, что записывалось на сессиях, только одна композиция имела название – “If You Go, Don’t Be Slow”. У песни даже был текст, правда до записи вокала дело так и не дошло – были записаны только партии ритм-, бас-, соло-гитары и ударных – причем на всех инструментах Сид сыграл сам. Все остальное – бесформенные блюзовые импровизации (в студийных записях сессии значатся как “Сид Барретт – разные наброски”). Тщетность всей затеи хорошо передает одна строчка из тех же студийных записей: “8:00 - 9:00 – блюз, 8:30 – признаки риффа”. Из всех сессий на бутлегах доступны лишь несколько минут с лучшим материалом – включая “If You Go, Don’t Be Slow”, плюс несколько гитарных проигрышей с условными названиями (типа Boogie, Slow Boogie, Fast Boogie, Ballad, John Lee Hooker) – найти эти вещи можно на четвертом диске Have You Got It Yet? и на некоторых других бутлегах, например, Out Of Sight, Out Of Mind.

 

4. Разная информация

 

4.1 Были ли какие-либо прецеденты интервью или выступлений после 70-х годов?

 

К сожалению, нет. Несмотря на то, что многие известные музыканты, такие как Джимми Пейдж, Брайан Ино и другие, высказывали в разное время желание спродюсировать новые записи Барретта, Сид, кажется, сделал сознательный выбор и записываться больше не будет. Интервью Барретт также не дает, как только с ним пытаются заговорить о его музыке, сразу прекращает беседу. 

 

4.2 Я слышал, что Сид написал какую-ту книгу. Так ли это?

 

Смотря что имеется в виду. В 1995-м году племянник Сида Ян Барретт сказал в интервью, что Барретт написал книгу "История искусств"(History of Art), но издавать ее не собирается.

В 2002-м году Барретт лично подписал триста экземпляров книги фотографа Мика Рока "Psychedelic Renegades" - сборник фотографий Сида, включавший в себя воспоминания Мика о своем сумасбродном друге (экземпляры, подписанные Барреттом продавались почти за 400 фунтов-стерлингов).

В одной из сделанных в России биографий Pink Floyd утверждалось, что в 1983 году вышел сборник его стихов под названием "Желтый кэб, черепаха, два кибернетика и генерал".  Это, естественно, чушь, причем ну совсем непонятно, откуда автор взял сию информацию - наверное оттуда же, откуда другие выдающиеся совковые/российские "знатоки" нарыли сведения типа того, что "Piper..." , "альбом с практически не поддающимся переводу названием" приобрел свое непереводимое имя из культового детского стихотворения Чарльза Кингсли "О чем шепчут ивы", или типа того, что раннее творчество Барретта серьезно затрагивало тему инопланетных цивилизаций (Effervescing Elephant, я полагаю. Или все-таки Lucy Leave?)

 

4.3 Кто работал над обложками к альбомам Сида?

 

Piper at the Gates of Dawn - Вик Сингх (передняя сторона), Сид Барретт (оборотная сторона)
The Madcap Laughs - Mick Rock (передняя сторона) Сид Барретт (оборотная сторона)
Barrett - Сид Барретт

 

4.4 С какими музыкантами работал Барретт?

 

Музыкантами Soft Machine помогали Сиду в записи The Madcap Laughs - на песнях It's No Good Trying, Love You и на версии Clowns And Jugglers, вышедшей на Opel играют: Хью Хоппер (Hugh Hopper) а бас-гитаре, Майк Рэтледж (Mike Ratledge) на клавишных и Роберт Уайат (Robert Wyatt) на барабанах. Сид в свою очередь помогал другому музыканту, который также в свое время играл в Soft Machine - Кэвину Айерсу (Kevin Ayers), записав в 1969-м году партию гитары к его песне Religious Experience, которая была выпущена под названием Singing A Song In The Morning, причем гитарную партию Сида из нее вырезали.

Также Сид возможно записывал гитарные партии для песен Стива Тука (Steeve Took) Lucky Charm и Beautiful Deceiver в 1972-м.

Некоторые также считают, что Барретт играет на гитаре в песне Beatles "What A Shame Mary Jane"/"What's The New Mary Jane", но, возможно, эти слухи связаны лишь со стилистикой песни.

 

4.5 Какие песни Барретта записывались другими исполнителями?

 

Несмотря на относительную малоизвестность Барретта среди широкой публики, его творчество оказало влияние на очень многих музыкантов, поэтому имеет смысл перечислить лишь самых известных артистов, сделавших свои версии песен Сумасброда:

David Bowie – See Emily Play

Smashing Pumpkins – Terrapin

R.E.M – Dark Globe

Dave Gilmour – Terrapin, Dominoes

Placebo – Dark Globe

Soundgarden – Dark Globe

Voivoid – Astronomy Domine

Pearl Jam – Interstellar Overdrive

This Mortal Coil – Late Night

John Frusciante (гитарист Red Hot Chili Peppers) – Jugband Blues

Siouxsie And The Banshees – See Emily Play

The Jesus And Mary Chain – Vegetable Man

Marc Almond – Terrapin

Love And Rockets – Lucifer Sam

4.6 Есть ли какие-нибудь книги о Барретте?

 

На английском языке выходило несколько биографий Барретта - "Crazy Diamond: Syd Barrett and the Dawn of Pink Floyd" Майка Уоткинсона (Mike Watkinson) и Питера Андерсона (Peter Anderson), "Syd Barrett: Lost in the Woods" Джулиана Палачьоса (Julian Palacios), "The Madcap" Тима Уиллиса (Tim Willis), а также "A Fish Out Of Water" и "Random Precision". По-моему ни одна из этих книг на русский язык не переводилась, так что русскоязычному читателю можно посоветовать либо книгу "Блюдце, полное секретов. Одиссея Pink Floyd.", либо компиляцию из вышеназванной книги и биографии Барретта Crazy Diamond - она находится по адресу http://madcaplaughs.narod.ru/barrett.htm

Сайт создан в системе uCoz